banallex (banallex) wrote,
banallex
banallex

Categories:

ОЛЬМЕКИ

Ольмекская культура появилась во втором тысячелетии до нашей эры на территории современной Мексики (штаты Варакрус и Табсако) и занимала довольно обширную территорию (около 18 тыс. кв. км). До сих пор не установлено каким же образом зародилась эта цивилизация, причины ее упадка и исчезновения. Считается, что главными центрами ольмекской культуры были: Трес-Сапотес, Ла-Вента, Серро-де-лас-Месас и Сан-Лоренсо, расположенные на южной части побережья Мексиканского залива.
Ольмеки создали первый в МезоАмерике водопровод и первые мощеные дороги. Они самыми первыми стали использовать метод посадки различных сельскохозяйственных культур на одном участке (это замедляет истощение почвы), а также впервые приготовили шоколадный напиток из бобов какао. Судя по всему, искусственные поля на островках и на речных террасах тоже впервые появились у ольмеков. От них же идет и традиция кровавых жертвоприношений, при которых у пленников вынимали сердце.
Ольмеки первыми из американских племен стали использовать знаки для записи цифр, создали идеографическое письмо, календарь. Они отличались редкими познаниями в астрономии, гомеопатии.

Термин "ольмеки" или "резиновые люди" начал использоваться с 1927 года. На одной из конференций с участием мексиканских ученых было предложено называть этих индейцев «тено-селоме», что буквально означает «люди с ягуарьей пастью», но это название, как часто бывает в истории, не прижилось.

Первое официальное упоминание культуры ольмеков в современной науке датируется 1869 годом. В «Бюлле­тене Мексиканского Общества географии и статистики» по­явилась статья под названием «Мексиканские древности». Ее автором был Хосе Мария Мельгар Серрано, который описал гигантскую каменную голову, осмотренную им в Трес-Сапотес (Уеапан) в 1862 г.
В 1925 г. институт Тулэйнского университета города Нью-Орлеане снарядил крупномасштабную экспедицию в Ла-Венту, в ходе которой было обнаружена одна из каменных голов. Позже на вершине потухшего вулкана Сан-Мартин, где, по слухам, с незапамятных времен стояла статуя какого-то языческого божества, был обнаружен каменный идол. Через несколько лет, когда существование ольмеков было подтверждено, он был назван «Розеттским камнем культуры ольмеков». Правда данная экспедиция была твердо уверена, что все находки принадлежат цивилизации майя.
И вот, наконец, в 1938 началась экспедиция во главе с Мэтью Стирлингом. И хотя эта экспедиция не раскопала ни пирамид, ни дворцов, настоящей сенсацией явились найденные Стирлингом уникальные каменные головы, не характерные ни для одного народа мира. Средняя окружность гигантских голов, высеченных из монолитной глыбы базальта равнялась 7 м при высоте 2,5 м. Их вес достигал 30 тонн. Головы изваяны в реалистической манере с явным портретным сходством с неведомыми прообразами, имевшими, судя по всему, ярко выраженные негроидные черты. Изваяны мастерски, с великолепной обработкой поверхности. И это при том, что базальт — самый труднообрабатываемый камень. Практически на всех головах изображены плотно прилегающие шлемы с ремешком под подбородком. Кроме того экспедиция Мэтью обнаружила игрушки на колесиках. Неприметная с одной стороны находка стала сенсацией. Выходило, что древние индейцы были знакомы с колесом, вопреки мнению научного сообщества.

Предположительная столица ольмеков Ла-Вента имеет всего 12 километров в длину и 4 километра в поперечнике. Центральной осью поселения являлась «Большая пирамида» - округлый в плане земляной холм высотой более 30 м. Большая пирамида Ла-Венты построена из глины и облицована сверху слоем прочного, как цемент, известкового раствора. Долгое время об истинных размерах и форме этого гигантского сооружения можно было только гадать, так как контуры его скрывали густые заросли джунглей. Прежде учёные считали, что пирамида имеет обычные для подобного рода построек очертания— четырёхугольное основание и плоскую усечённую вершину. И только в 1968 году американец Роберт Хейзер с удивлением обнаружил, что Большая пирамида— это своего рода конус с круглым в плане основанием, имеющим, в свою очередь, несколько полукруглых выступов-«лепестков». Причина столь странной формы была объяснена тем, что точно также выглядели конусы многих потухших вулканов в близлежащих горах Тустлы.

Среди элементов материальной культуры — гигантские каменные головы, гробницы со стенами и перекрытиями из базальтовых колонн или песчаниковых плит, резьба по базальту, совершенная обработка нефрита и серпентина, мозаичные площадки из блоков серпентина и нефрита, зеркала из полированного камня. Сохранились ольмекские алтари, вырубленные в скалах.
До сих пор археологи удивляются какое расстояние нужно было покрывать ольмекам для добычи камня и каким образом многотомные каменные глыбы переправлялись в месту строительства. Можно только догадываться сколько культурного наследия было утеряно за 3 тысячелетия.

Летом 1960 года археолог-любитель Карло Гей, осматривая скалистые холмы долины реки Папагайо в штате Герро, неожиданно наткнулся на обширную пещеру, на стенах которой сохранились следы уникальных древних росписей. Несмотря на отсутствие необходимого опыта и специальных знаний, он с первого же взгляда осознал всю важность сделанного им открытия. Перед ним во всем блеске своей многокрасочной палитры предстала древнейшая картинная галерея из тех, что находили когда-либо на территории Нового Света.
Пещера Хуштлауака— лишь одно из звеньев в длинной цепи подземных залов и галерей, прорезавших здесь мягкие горные породы. Доступ туда и поныне остаётся довольно сложной проблемой. Первый зал пещеры носит название «Зал Смерти».

Все данные указывают на то, что ольмекская культура развивалась на побережье Мексиканского залива в тот период, когда начали изменяться способы изготовления широко распространенной в Месоамерике керамики. Эти традиции, которые продолжали развивать и ольмекские гончары, включали целый ряд своеобразных черт: сосуды с плоским основанием; орнаменты, нанесенные с помощью «шагающего штампа», выдавливание на глине с помощью веревок и тканей; точечные рисунки, преобладание резного и желобчатого орнамента; сосуды со стремевидными ручками; плоскодонные чаши с широким, выгнутым наружу венчиком; изображение когтей; орнаментация по зонам; обжиг керамических изделий в специальных печах; черная керамика с белыми венчиками и т. д.
Глиняные сосуды и их фрагменты - самая многочисленная категория ар­хеологических находок на многих па­мятниках Мезоамерики и Центральной Америки. Благодаря доступности исход­ного материала, керамика стала неотъемлемой частью утвари земле­дельцев, ремесленников, торговцев, жрецов и правителей. В древности со­суды широко использовали для приго­товления пищи, как контейнеры для хранения, переноски и сортировки раз­личных продуктов, а также в ритуаль­ных и погребальных целях.
Для археологов керамика является одним из важнейших источников изу­чения древних технологий, хозяйства, искусства, мифологии, а также основой для построения периодизации культур.

Ольмеки обрабатывали андезит, базальт, яшму, кварц, диорит, нефрит и другие камни, полученные благодаря торговому обмену. Они также занимались резьбой, используя в качестве исходного материала драгоценные и полудрагоценные камни голубовато-зеленого цвета, из которых затем изготовлялись великолепные украшения и изящные фигурки.
Ольмекское искусство отличается простотой и реализмом формы, динамичными и оригинальными концепциями, однако перенасыщено изображениями хищников семейства кошачьих, составляющими его основу. Эта одержимость ягуароподобными мотивами, вызванная религиозно-магическими верованиями данной племенной группы, находит эстетическое проявление во всех изделиях, изготовленных как из камня, так и из глины.
Вначале основным поделочным материалом была глина, из которой изготавливались фигурки в сидячем положении, с отдельными детскими или ягуароподобными чертами, трапециевидным ртом и приподнятой верхней губой, раскосыми глазами, низким и полным туловищем. Иногда можно наблюдать жировые складки, особенно у очень реалистичных фигурок, получивших название «baby face». Для керамики Ла-Венты характерен хороший обжиг и преобладание черных, белых и серых тонов. Встречаются также изделия розовато-белого, лощеного белого, серо-кремового, черновато-кофейного, пурпурного и других цветов, особенно тарелки и плоскодонные сосуды, чаши сложной формы, горшки и другие виды утвари. Для украшения использовались орнаменты, сделанные с помощью «шагающего штампа» точечные узоры и угловатые ямки, а также геометрические и символические мотивы, главным образом лапы и имитация пятен шкуры ягуара.

Ольмеки были «народом жадеита». Ни один народ последующих цивилизаций Мезоамерики, включая майя и астеков, не создал такого удивительного разнообразия произведений искусства из зеленых пород камня, как ольмеки. Доставленные за многие сотни километров от коренных источни­ков серпентин и жадеит превращались в руках ольмекских мастеров в изумительные по красоте и совершенству обработки кельты и фигурки, маски и диадемы, серьги и подвески. Изделия из жадеи­та были символом богатства и могущества ольмекской элиты, атрибутами праздничных церемоний и погребальных ритуалов, непременной составляющей богатых жертвоприношений и посвятительных кладов, приоритетным предметом торговли с соседними культурами и районами.



Тематика всех барельефов, скульптур, стел и многочисленных фигурок, найденных в местах обитания ольмеков, свидетельствуют о том, что этот странный народ был буквально одержим символикой ягуара. На барельефах алтарей и стел Ла Венты Стингл обнаружил изображения союза земной женщины с божественным ягуаром. Согласно легенде, в результате этого союза и возникло могучее племя героев, сыновей неба и земли, полубожественных строителей Ла-Венты. Они были людьми, но ощущали и идентифицировали себя с ягуарами.
Согласно хронологии майя, Вселенная была создана их богами Тецкатлипокой и Кетцалькоатлем и прошла четыре этапа (или эры) развития. Первая из которых, с верховным божеством в образе солнца Тецкатлипока, называлась "Четыре Ягуара". Она закончилась тем, что ягуары истребили гигантов, населявших в те времена Землю. Не прямой ли это мостик к "людям-ягуарам", которых мы знаем, как ольмеков?

У ольмеков была письменность. По всей видимости, она была первой на континенте: найден образец, который принято датировать 900 г. до н.э. Если датировка верна, то ольмеки входят в число очень немногих народов на Земле, самостоятельно освоивших письменность (наряду с шумерами, египтянами, китайцами и еще несколькими другими).
Как и майя, древние ольмеки были знакомы с числами, которые записывались тем же способом, что у майя: числа от единицы до четырех изображались соответствующим числом точек, пять (число пальцев на руке) и его кратные — черточками.Скорее всего, от ольмеков произошел знаменитый календарь майя и система счета майя. Похоже, они первые придумали применять ноль – не только в Америке, но и на планете.

Одна из величайших загадок ольмекской цивилизации - гигантские каменные головы.
Монументальные скульптуры весом до 30 тонн изображают головы людей с несомненно негроидными чертами лица. Это практически портретные изображения африканцев в плотно прилегающих шлемах с ремешком на подбородке. Мочки ушей проткнуты. Лицо прорезано глубокими морщинами по обеим сторонам носа. Уголки толстых губ загнуты вниз. Помимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. На ольмекских стелах можно видеть сцены встречи двух явно различных человеческих рас. Одна изних— африканцы. А в одной из индейских пирамид, расположенных близ мексиканского города Оахака, находится несколько каменных стел с высеченными на них сценами пленения индейцами бородатых белых людей и африканцев.

Другой загадкой является происхождение ольмеков. Наиболее любопытными версиями являются:
1. По мнению ряда учёных, в том числе Майка Сюй, профессора китайских исследований при Университете Центральной Оклахомы, ольмеки являются потомками древних китайцев.
Хоэй Шин отплыл в Америку за пятьсот лет до Лей Эриксона и за тысячу лет до Колумба. Он описывая посещённые земли, рассказывает, как прошёл через Калифорнию и поселился в Мексике. Пробыв там сорок лет, он вернулся в Китай в 499 нашей эры и занялся описаниями своих путешествий при дворе императора У-Ти.
Профессор Сюй указывает, что различные иероглифы, найденные на этих декоративных предметах, точно соответствуют тем, которые использовались во время династии Шан. Среди них солнце, горы, художник, вода, дождь, самопожертвование, здравоохранения, растения, богатство и земли.
2. Некоторые археологи высказывают предположение, что ольмеки ведут своё происхождение от легендарных атлантов, уцелевших после гибели Атлантиды. Одна их часть переселилась когда-то на африканский материк, другая — на американский. И, лишившись так сказать почвы под ногами, постепенно деградировала.
3. Другие предположили, что некоторые ольмеки приплыли со стороны Тихого океана с потерянного континента Му.
4. «Африканская», «эфиопская» и «древнеегипетская» версии происхождения ольмекской культуры продолжали появляться в самых разных публикациях и монографических исследованиях на протяжении всего XX в. Существует предположение — о том, что в древности между Африкой и Америкой осуществлялись контакты через океан, который, как выяснилось в последние десятилетия, отнюдь не разделял древние цивилизации.

Происхождение ольмеков и причины упадка их цивилизации неясны. Куда они ушли, подготовив благодатную культурнуе почву для майя, ацтеков, тольмеков и других цивилизаций МезоАмерики - неизвестно. Хочется лишь надеяться, что когда-нибудь археологи прольют-таки свет на эти загадки.
dreamworlds.ru/intersnosti/85618-olmeki.html
Всё и обо всём Обзор. 21 век ...
Есть что почитать Новости, обзоры, факты...

Tags: Интересное, Искусство, История
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments